СТМ. Производство под собственной торговой маркой.
Сегодня практически все торговые сети в России имеют свою частную марку. В основном это косметика, предметы личной гигиены, бытовая химия, белье, кондитерские изделия, бытовая техника. Потребители продукции СТМ относятся к ней довольно положительно. Есть уже налаженная практика, которая подтверждает, что потребители, выбравшие себе конкретную торговую сеть, аптеку или магазин, доверительно относятся и к товару их бренда.Выпуская продукцию под своей торговой маркой, торговые сети, как правило, уделяют большое внимание контролю качества продукции и ее происхождению.
Кроме того, особое внимание уделяется формированию технических условий продукта и упаковке в течение всего периода изготовления и реализации.
В целом для производителя выпуск продукции СТМ с требованием и соблюдением всех мер качества и контроля – процесс трудоемкий и достаточно затратный.
Несмотря на то, что российские розничные сети постоянно заявляют о регулярном развитии своих частных марок , но как показывает ежегодная статистика, именно из-за большой собственной наценки доля продаж отечественной СТМ на порядок ниже, чем в европейских странах.
Статистика показывает, что в торговых сетях потребители в большинстве случаев выбирают продукцию частной марки в направлении косметических продуктов личной гигиены.
Торговые бренды России в основном известны только российскому и постсоветскому потребителю. Мировой известности у российских брендов практически нет, за исключением бренда "Калашников".
Редко бренды России пытаются быть схожими в дизайне брендов аналогичной продукции известных в мире. В большинстве случаев один и тот же производитель может являться эксклюзивным производителем продукции частной марки для большинства торговых сетей.
Например, "Магнит" в 2015 году начал сокращать количество своей продукции СТМ: в 2015 году у "Магнита" было около 90 продукции под своей СТМ, к 2016-му оно стало около 40.
Такую тенденцию можно заметить лишь в магазинах, которые ниже премиум класса, где потребители не смотрят на бренды, где в приоритете экономия, поэтому порой средств не хватает даже на фасовку товара.
В целом для торговых сетей продукция собственной торговой марки означает наличие рекламы, имиджа сети, говорящих о долгосрочных планах компании развития собственной линии продукции и дальнейшее активное позиционирование на рынке.